Ликийская тропа

Share Button

Ах сколько раз я, с замиранием сердца, читала рассказы людей, которые по ней прошли! Сквозь хвойные леса и античные города, вдоль красивых пляжей…. Ужасно романтично! На самом деле, пройти по Ликийке оказалось делом непростым и я бы даже сказала — тяжелым, даже если вы решили протопать всего несколько ее отрезков.

Итак, мы собрались в Турцию пройти по античной Ликийской тропе, что это такое — долго рассказывать не буду, вся информация есть в интернете, есть даже официальный сайт тропы . Ликийской тропа так называется по античному названию местности — Ликия, через которую она проходит.  Тропы Ликийки — это тропы мулов для сообщения между прибрежными деревнями, а по сути — античный путь, по которому также перемещались жители древней Ликии и воины — от города к городу, от деревни к деревне. Ликия — это был союз античных городов, всего 23, многие из которых вы вполне можете посетить, тем более что самые крупные из них  откапываются и реставрируются.

Чего только мы не начитались перед походом, и решили пройти тропу частично, без палаток, ночуя в отелях и пансионах. В целом у нас получилось такое активное путешествие по Турции на перекладных, столько всего мы интересного увидели и узнали и главное — путешествовать по Турции автобусами это — очень комфортно и просто! Хоть ночными хоть дневными. Но в этом посте я сейчас расскажу сообственно про Ликийскую тропу, а чуть позже — про интересные места, которые можно посетить по ее ходу.

Ликийская тропа очень длинная — по одним данным она соствляет 509 км по другим 540. Есть энтузиасты, которые взяв отпуск, за  полтора месяца, кто-то за месяц,  прошли ее всю. И они конечно герои, потому что лезть по горам, с огромным рюкзаком за спиной, с палаткой, тащить на себе еду и воду, не мыться сутками…..это  что-то. Но я к таким подвигам  не готова. Удобна тропа тем, что она помечена красно-белыми метками так что не потерятетесь. Еще нам очень помогало приложение maps.me.

Обычно народ стартует с Олюдениза, у знаменитой арки с надписью «Ликийская тропа». Но мы пошли другим путем — мы стартовали от Кемера с самого тяжелого участка Ликийки — мы решили покорить гору Олимп. Это было абсолютно безумное решение, но мы это сделали:-).

Гора Тахталы — Олимп по нашим алматинским меркам, не такая уж и высокая — 2365, но такое впечатление что она все 4000! Мы в Алматы спокойно ходим по трехтысячникам, но! Тахталы  стартует от уровня моря, а в Алматы мы стартуем уже сверху и даже Медеу это — достаточно высоко, и совсем не уровень моря, а высота 1691 м! Сначала все было довольно весело — мы шли к трассе через Кемер, вокруг цвела магнолия, апельсины, а воооон там была наша гора

На автобусе мы добрались  из Кемера до поворота на Beycik — ближайшей горной деревни от которой начинается старт к Олимпу и весело зашагали по дороге, которая сильно напоминала асфальтированную трассу Медеу-Шымбулак. Раза два нас подбросили местные жители абсолютно бесплатно, подобрав на трассе — и это было здорово, потому что так мы сократили примерно 3 км по асфальту вверх. По меткам и указателям мы нашли старт к Тахталы.

Тогда еще мы даже не представляли себе,  что дорога наверх займет весь день и только к пяти вечера мы достинем-таки вершины. Задача была — успеть на канатку — да-да, умные люди поднимаются на пик за 12 минут на фуникулере (телеферике), но мы же не ищем легких путей:-) . По дороге нас все встречные туристы предупреждали, что канатка закрывается в 18 00. Ой, ну мы же алматинцы, что нам этот Олимп:-))) дойдем и раньше:-) наивно думали мы:-).  Главное — мы стартовали налегке, взяв с собой только воду и перекус. По дороге нам встречались бедолаги, которые уже спускались с Олимпа, кто-то ночевал там в окрестностях, народ пер на себе огромные рюкзаки с палатками   и провизией и выгляел очень изможденным. Мы им казались ненормальными со своими легкими рюкзачками и кроссовками. 🙂 В какой-то момент нам встретились очень экипированные россияне, которые спускались с Олимпа в полной экипировке с треккинговыми палками (а мы без:-)), они посмотрели на наш наряд, наши бриджи и кроссовки и по-моему до сих пор думают, что мы на Олимп не поднялись:-))). Их вопрос: «Вы что, собрались на пик в таком виде?»-  очень нас повеселил и мы задорно ответили: — » Да мы ж алматинцы!  Мы ж по горам бегаем как по асфальту!»:-)))).  «Но там — так страшно! Там такие обрывы, что можно лететь метров сто! Там снега по колено! Ну, не знаем как вы туда в кроссовочках ззаберетесь.»:-)))) В кроссовочках была как раз я, и если честно, большим стимулом дойти у меня была как раз эта информация о том, что «там страшно, огромные обрывы и снега по колено».  Я все шла и думала — где же обрывы? Но на самом деле наверху была протоптанная тропа, какие у нас в алматинских горах везде, и обрывы, как я понимаю, это — собственно склон. «Это они обрывов не видели»-  подумала я, и вспомнила что они у нас есть везде — и по дороге на КЖ, и по дороге на Волчью, и на Орлиное гнездо — да собственно на каждом марштуре! И ничего — наш народ их прекрасно проходит и чем-то страшным не считает.:-) Но пока мы не забрались на этот чертов Олимп, мы шли по действительно красивой  маркированной тропе, среди хвойных лесов, по толстому мягкому слою колючек в некоторых местах, сквозь камни и красивые поляны, и в конечном счете пришли в долину.

По дороге нам попался последний кемпинг, где можно было бесплатно набрать воды (его хозяин нас предупредил, что это последний водный источник на пути), погреться у костра, можно было заказать еду, и даже купить вина или пива. Но мы попросии сделать нам свежевыжатый  апельсиновый сок — так сказать глюкозочку на дорожку, и пошли дальше. Стоянка кстати, очень классная- с туалетом, душем, с площадкой для палаток и укрытием на случай дождя.

По пути встречались леса из вот такого интересного хвойного дерева

…и красивые цветы

А! Про треккинговые палки! Мы их решили не брать с собой в Турцию. У меня они не складываются, нужно было оформлять что-то там со special service , остальные не хотели тащить лишний груз. Москвичи, кстати, нам сказали — ну можно же было купить здес в «Декатлоне»! Если честно, мы обошлись без них, хотя с палками было бы конечно удобнее на тропе, но так как нам пришлосьь много путешествовать на автобусах, то — да ну их! 🙂

В какой-то момент стал виден телеферик- Ураааа!!!!! Когда же мы до него дойдем! Путь до заветного фуникуера оказался длинным и очень витиеватым, потому что тропа шла вдоль склонов, а не напрямую. Наш гид постоянно подшучивал, что если мы на фуникулер не успеем, то …. пойдем  обратно по пути подьема. Эта страшная мысль гнала меня вперед — тащиться на ночь глядя сквозь леса и камни совершенно не хотелось .

Мы достигли вершины в 17 10

и выяснилось что …. фуникулер сделал свой последний рейс! Но персонал сказал, что спустит нас с сотрудниками и ненужной тарой  техническим рейсом:-) На горе уже действительно никого не было. За 12 минут мы оказались внизу и спасибо ребятам — они еще и добросили нас до трассы. У меня болело все что можно еще дня два точно. Но раскисать было не время — впереди нас ждал Чирали.

Чирали — это такое райское прекрасное место, куда приезжают отдыхать турецкие любители путешествовать с палатками и на своих трейлерах — там для этого созданы все условия — площадки для трейлеров  с мангалами, столами и скамейками, площадки для палаток и даже готовые палатки, если уж лень везти свою. Пляж там просто шикарный, чистейший, это место где откладывают яйца черепашки каретта-каретта, там же расположен античный Олимпос (о нем чуть позже). Мы там сняли номер в пансионе, можно сказать трехкомнатную квартиру со всеми удобствами 🙂 Пансионы там тоже есть:-)

Кстати, Ликийская тропа как раз проходит через Олимпос и также от Чирали уходит к Химере(Янарташ) — горе на которой вот уже более 2500 лет горят самопроизвольные вечные огни. Про Химеру расскажу сейчас, потому что Ликийка проходит через нее, причем многие заходят сюда сверху, а внизу их ждет засада — смотрители спрашивают билет:-))) Дело в том, что внизу есть официальное место входа и старта к огням Химеры, выглядит это как зона отдыха, и здесь же продают входные билеты. Имейте это в виду!

Мы отправились к огням Химеры  часов в 7 вечера — вроде как еще светло, но  уже смеркается. Мы прошли примерно 3 км, через деревню, в которой у бабушки купили очень вкусную мушмуллу и харнуп — совершенно необычный, не то фрукт не то бобовое, в общем растет на дереве, очень вкусная и полезная штука.

К семи вечера народу в районе Химеры собралось море! Но добраться до огней — не так-то просто! Придется подниматся по каменным ступеням  и пилить все время вверх. Некоторые туристки разворачивались и шли обратно так и не дойдя до заветного места — тяжелоооо.

Огни Химеры связаны с легендой о страшном чудовище Химера, которое когда-то было изгнано с небес и сброшено как раз в этой местности, но не погибло, а провалилось под камни и продолжает изрыгать огонь из своей пасти, который выходит в нескольких местах горы.

В  этих краях лежат обломки храма, посвященного Гефесту — богу Огня и вулканов, ведь люди в античности считали, что местный огонь священный. Сейчас на нем жарят сосиски.

Некоторые туристы берут с собой специально еду, которую можно поджарить и устраивают пикники.

А утром нас ждал долгий пусть в другой город на Ликийской тропе — Патара — настоящее открытие для меня! Добирались мы до него на автобусе, потому что расположен он довольно далеко — пост о нем будет отдельный, но завершу этот рассказ тем, что закончили мы наш поход по Ликийской тропе в месте ее старта — в Олюденизе. Это то самое знаковое место, которое  проходят все туристы с обязательным фотографированием у знаменитой арки.

Причем большинство приезжает сюда просто прогуляться  километр по самому живописному красивому отрезку пути и сфотографироваться на фоне вот этого вида на знаменитую Голубую Лагуну, ну типа — ходили мы по этой вашей Ликийской тропе, «плавали, знаем»:-).  Олюдениз — излюбленное место у спортсменов-парапланеристов из разных стран мира. Здесь существует три уровня стартов, и  даже  есть  участок, на котором спортсмены отрабатывают  опасные ситуации парапланерных полётов. Так что, то что вы видите там огромное количество парапланеристов — это в большинстве своем  профессионалы. В октябре в Олюденизе проходят соревнования по воздушной акробатике.

Мы базировались в Фетхие, в милейшем отеле Dove клубного типа, со своим бассейном и прокатом великов. О велопрогулках в Фетхие — будет отдельный пост. А на этом наше путешествие по Ликийской тропе  закончилось, но продолжился автобусный маршрут до Памуккале.:-)

Мои выводы по Ликийской тропе:

1) Это —  непростой маршрут, поэтому готовиться к нему надо тщательно — продумать питание, где ставить палатку, что брать с собой, как одеваться, чтобы одежда не занимала много места в рюкзаке, но была функциональна на все случаи жизни, продумать логистику.

2) Вода: обязательно берите с собой достаточное количество воды, потому что на тропе нет источников воды — ни рек, ни ручьев. За очень редкими случаями. Запасы воды можно пополнить в кемпингах, но они расположены ближе к цивилизации, а если вы идете по тропе вглубь, то будете уходить от цивилизации все дальше и дальше, поэтому воду придется носить с собой.

3) Частично пройти по Ликийской тропе — отличный и не очень утомительный вариант, особенно если ночевать в отелях, пансионах и кемпингах. Тем, кто соберется совершить это интереснейшее путешествие — желаю Доброго пути!